Рецензии: Эссе по фильму «Американская история Икс»
28.10.2017


Примечание

На самом деле данное эссе было написано ещё в конце 2016 года в качестве одной из работ по предмету "Толерантность". Поэтому стиль изложения может несколько отличаться от других рецензий на сайте, ведь по сути оно даже ей и не является. Тем не менее, я всё-таки актуализировал некоторые данные и подправил некоторые речевые ошибки во время итоговой вычитки перед публикацией на сайте.

Также обратите внимание, что в тексте встречаются спойлеры к фильму!


Вступление

Это один из тех классических фильмов, кадры из которых разбирают на цитаты. Так, несмотря на то, что фильм вышел аж 19 лет назад, до сих пор на различных развлекательных веб-сайтах в комментариях под расистскими или нацистскими шутками можно увидеть изображение Эдварда Нортона с разведёнными в стороны руками и свастикой на груди [на всякий случай зацензурировал, а то мало ли: в неспокойное время полицейского безумия живём]. Собственно, благодаря этой славе на сомнительных сайтах я и выбрал его к просмотру.

Кадр из фильма

Заслуги актёра нельзя недооценить: он отлично справился с предоставленной ролью, за которую впоследствии был номинирован на «Оскар». Сам же фильм на данный момент занимает 30-ое место в топе 250-ти лучших фильмов по версии IMDb.

Также замечу, что фильм изобилует сценами жестокости и содержит кадры с обнажёнными телами. Так что предназначен только для взрослой аудитории!

Но сегодня моя задача здесь не рассказывать про полученные фильмом регалии, искать его достоинства и недостатки и выяснять, почему он стал культовым. Нет. Даже сюжета я коснусь лишь поверхностно. Ведь наша истинная цель – обсудить поставленные фильмом проблемы и решить, насколько они актуальны сейчас, спустя 19 лет после выхода данного произведения.


Сюжет

Всё повествование складывается вокруг семьи Виньярдов. Два основных персонажа: братья Дерек и Дэнни Виньярд. Старший, Дерек, в прошлом являлся лидером местной банды скинхедов (хотя на самом деле, как потом окажется, его лишь использовали в качестве временной публичной маски (как Путин Медведева), а настоящий глава организации и её идеолог – Кэмерон Александр), терроризирующей афроамериканцев (или это слишком современный термин?) и иммигрантов в округе. Он показан как сильный и умный молодой человек, убеждённый в своей правоте и ведущий других недовольных иммиграционной политикой США за собой. Для младшего брата Дэнни он становится кумиром, чьему примеру стоит следовать.

Но однажды группа чернокожих решает «обнести» машину Дерека, за что двое из них расплачиваются жизнью, а сам Дерек отправляется за решётку. Легендарный кадр, который изображён на рисунке выше и гуляет по Интернету, взят как раз из сцены задержания. Лично мне же больше запомнилась жестокая сцена с расправой над вторым грабителем, когда Дерек заставляет его прикусить бордюр и бьёт ногой по голове.

Проходит несколько лет. Дэнни уже вступил в организацию скинхедов, а Дерек выходит из тюрьмы. Несмотря на все ожидания брата и бывших товарищей, он решает порвать со своим прошлым и отвести от семьи лишние проблемы. Впрочем, это ему так и не удаётся сделать.

Пытаясь объяснить брату мотивы своего решения, Дерек рассказывает, как он провёл время за решёткой. И эту историю можно назвать переломным моментом фильма.

В тюрьме Дерек сам оказывается жертвой. Нетрудно догадаться, что сделают с человеком, чьё тело покрыто такими татуировками, в месте со столь большой концентрацией чернокожих и мексиканцев. Спасают его только местные авторитеты-нацисты. Однако позже он выяснят, что у них нет той убеждённости, что двигает им, и они спокойно ведут дела со всеми заключёнными, если это принесёт прибыль. Разочаровавшись, Дерек демонстративно отворачивается от них, за что несёт жестокое наказание.

Сцену с изнасилованием в душе и последующими за этим событиям в тюрьме я считаю кульминацией фильма. После потери покровительства и выписки из госпиталя Дерек ожидает ещё большей расправы от остальной части обитателей тюрьмы, но оказывается, что афроамериканец, с которым он работал и завёл дружбу, тайно заступился за него. Именно Ламонт сыграл немаловажную роль в переменах, произошедших с Дереком. Он показал ему на собственном примере, что не все чернокожие – плохие люди, которые могут только воровать, убивать, торговать наркотиками и сидеть на пособии по безработице. Он, осуждённый на 6 лет за кражу телевизора и якобы нападение на полицейского, показывает Дереку, что всё-таки правоохранительная и судебная системы могут быть предвзяты, ведь их исполняют обычные люди со своими стереотипами, предрассудками и предубеждениями.

Не вышло у меня всё-таки краткого, максимально сжатого и поверхностного пересказа. Ладно, перейдём-таки к сути.


Проблематика

Думаю, по описанному выше сюжету вполне понятно, что в фильме поднимаются проблемы расизма, неонацизма, межнациональной вражды и жестокости? Фильм пытается донести до зрителя бессмысленность всего этого. Он обличает истинную сторону лидеров неонацистов, которые лишь жаждут добраться до власти и денег, неся в народ ложные ответы и решения проблем и разжигая ненависть.


А что же в наше время?

На американском кабельном телевидении сейчас выходит отличное познавательное научно-популярное шоу Adam Ruins Everything, которое можно найти в русском переводе под названием «Адам портит всё».

Adam Ruins Everything

Недавно [на тот момент] я посмотрел 8 и 12 серии второго сезона 20 и 24 выпуски первого сезона, посвящённые мифам о наркотиках и разоблачению судебной системы США. Итак, что можно узнать из этих выпусков?

  • Несмотря на безвредность марихуаны, Гарри Анслингер под угрозой сокращения финансирования возглавляемого им Федерального бюро по наркотикам начал построенную на расизме кампанию против марихуаны и употребляющих её мексиканцев.
  • При руководстве Никсона борьба с употреблением марихуаны, по словам помощника президента Джона Эрлихмана, сказанным в 1994, использовалась для борьбы с пацифистами и чернокожими путём связывания их образов в общественном сознании с марихуаной и героином соответственно, чтоб врываться в их дома, срывать собрания и демонизировать по новостям, то есть, чтоб устранять политических оппонентов.
  • При том, что белые курят марихуану не меньше чернокожих, последних задерживают за это в 4 раза чаще.
  • Присяжные – обычные люди и так же подвержены предрассудкам. Статистика показывает, что чернокожих сажают на большие сроки, чем белых.

Из вышеприведённых фактов можно сделать вывод, что несмотря на существенные улучшения, проблема расизма в США до сих пор стоит весьма жёстко.

С другой же стороны, мы постоянно сталкиваемся просто с абсурдными проявлениями политкорректности, когда рабочих набирают не по профессионализму, а чтобы соблюсти квоту на количество работников разных национальностей (эта тема, кстати, тоже была затронута в фильме). Или когда при экранизации произведений, где все герои белые, режиссёра заставляют утверждать на роли чернокожих, чтоб избежать обвинений в их дискриминации. Из недавнего можно вспомнить скандал с премией «Оскар», среди номинантов которой не оказалось ни одного чернокожего актёра.

Я считаю, что подобными скандалами "журналисты" лишь размывают проблему неравноправия афроамериканцев. За верхушкой из громких и абсурдных петиций скрывается целый айсберг реальных проблем в жизни простых американцев.

Возвращаясь к фильму, могу вспомнить ещё сцену с речью Дерека перед погромом магазина. Меня поражает, как потомки европейских колонизаторов могут говорить, что это их Америка. Бедные индейцы…


Ну а что у нас?

Что я всё про Америку да про Америку? Бездуховно! Уж не агент ли я Госдепа? У России свой, самобытный, путь!

В небольшом провинциальном городке, где я живу, всё очень спокойно просто потому что он полузакрытый. Когда на нашем заводе ремонтировали индийский корабль, приезжали индусы, иногда встречаются представители кавказских народов, которые говорят между собой на своём языке. А так практически все вокруг белые русскоязычные люди европеоидной расы.

Говорят, в Москве всё плохо с иммигрантами. Её даже иронично и уничижительно называют Моксвабадом. Но я не был в Москве. Я вообще никогда никуда не выезжал за пределы Архангельской области. Так что не мне и судить.

Лично я был бы рад походить по европейским, западным или азиатским городам и послушать иностранную речь, посмотреть на людей других национальностей, их культуру и быт. Это же так непривычно и интересно!

Тем не менее, есть у меня и друзья и знакомые националистических взглядов. У них есть предрассудки, например, по поводу цыган или кавказцев. Я искренне надеюсь, что, если когда-нибудь судьба всё-таки сведёт меня с представителем кого-нибудь из этих народов, я не разочаруюсь в них так же, как и мои более повидавшие мир знакомые.

Засим позвольте откланяться.